Игра «Что? Где? Когда?» появилась на телевидении в далёком 1975 году. Все эти годы передача оставалась сугубо отечественным продуктом, а не была скопирована с иностранных телешоу. Хотя правила менялись постоянно и кардинально. Это была и семейная игра (типа «Счастливого случая»), и викторина, в которой команды играли на книги и менялись после каждого вопроса, и элитный клуб (проигрыш означал потерю членства навсегда). Было даже «интеллектуальное казино», в котором знатоки делали ставки и играли на собственные деньги (был такой не слишком удачный эксперимент в духе времени середины 90-х). В конце концов, игра потихоньку приобрела современный вид с волчком, совой, закадровым голосом, музыкальными паузами, кланом Друзей и небольшим числом допущенных к телу команд.
Популярность передачи, а также её закрытость и элитарность привела к появлению множества подражателей по ту сторону экрана. Школы, институты, кружки по интересам – все стремились проводить собственные игры «Что? Где? Когда?» со своими нюансами и правилами. Вся эта самодеятельность была по возможности систематизирована в 1989 году, с созданием спортивного «Что? Где? Когда?», основным отличием которого от телевизионной версии стала игра команд друг против друга, а не против зрителей. Теперь турниры всевозможного ранга (от школьных до международных) проводились по более-менее единым правилам, а командам начислялись рейтинги.
Правда, порядка это не прибавило, всё равно многие предпочитают играть вне системы спортивного «Что? Где? Когда?». А с появлением интернета стали распространяться онлайн-турниры на всевозможных сайтах и форумах. Причём, как индивидуальные, так и командные. И, наверное, это хорошо. Это значит, что игра развивается не зажатая в тесные рамки, и, несмотря на мрачные прогнозы алармистов, интеллектуальные развлечения всё ещё популярны.
Источник: http://mooovoi.org